Собор Святого Петра. Ватикан

You Are Here:
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан
  • Собор Святого Петра. Ватикан

Собор Святого Петра. Ватикан

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” — “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

Высота фасада — 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости). Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 133 метра, длина с портиком — 211,5 метра. Кстати говоря, крупнейшая в мире христианская церковь — та самая базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонаротти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Стоимость посещения

Чтобы насладиться захватывающим видом на интерьер собора (и полюбоваться окрестными пейзажами), можно подняться на вершину купола. Стоимость — 7 EUR со всеми удобствами на лифте и 5 EUR — без удобств, пешком по ступенькам (более 500). Учтите, что последнюю секцию ступеней так и так придётся преодолеть своим ходом (ширина прохода — около 50 см, и идти нужно чуть развернув плечи — развлечение не для боящихся высоты). На восхождение и спуск отводите 1 час.

Часы работы и правила посещения

Собор Святого Петра открыт с 9 утра до 7 вечера в летний период и до 6 вечера зимой. В среду утром собор закрыт на папские аудиенции.

На входе действуют строгие меры: металлоискатель (порядком замедляющий движение; чтобы избежать очередей, лучше приходить к открытию или в будние дни) и проверка сумок, а также строгий дресс-код – руки и ноги должны быть закрыты, женщины обязаны покрыть голову, а мужчины, наоборот, снять головной убор.

Фотографировать разрешено только без вспышки.

3 thoughts on “Собор Святого Петра. Ватикан
NataliGod says:

Купол флорентийского собора изображён на фреске в церкви Санта-Мария-Новелла , то есть около ста лет ранее.

    Sharky says:

    Это потрясающе.

Rosabel says:

Интересно, а когда на мраморной плите закончится место куда будут записывают даты правления Отцов Павлов?

Comments are closed.

Vatican

Страна
Ватикан
Местоположение
площадь Святого Петра
Конфессия
Христианство (Католицизм)
Тип здания
Кафедральный собор
Архитектурный стиль
возрождение
Архитектор
Росселлино, Бернардо, Сангалло, Джулиано да, Донато Браманте, Рафаэль Санти, Фра Джованни Джокондо, Сангалло, Антонио да, Перуцци, Бальдассаре, Микеланджело, Делла Порта, Джакомо, Джакомо да Виньола, Лигорио, Пирро и Мадерна, Карло
Дата основания
1626 год
Реликвии и святыни
могила святого Петра
Поделиться